Функциональная грамотность

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" им.Героя Советского Союза С.С.Заруднева с.Августовка муниципального района Большечерниговский Самарской области

Функциональная грамотность

 

1. Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

3. Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году примени-тельно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность. Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

 

Виды функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. Финансовая грамотность

5. Глобальные компетенции

6. Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными нау-ками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

 

Задания на развитие функциональной грамотности

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно по-знакомиться на официальных сайтах:

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотно-ти https://fg.resh.edu.ru/;

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотно-сти https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.

 

Материалы для учащихся, педагогов и родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:

Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей 

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке

Примеры открытых заданий PISA

 

Памятки для родителей

Оценка функциональной грамотности 

Памятка для родителей «Что нужно знать о функциональной грамотности!»

Памятка родителям "Что такое функциональная грамотность?"

 

Методические и иные документы

Программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

Методические рекомендации к сборнику математических задач 5-9 классы

Основы финансовой грамотности. Сборник математических задач 5-9 классы

Учебно-методические материалы к программе «Финансовая грамотность в математике» 

Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалов по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ

Задачи на читательскую грамотность

План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023/24 учебный год

 

Дата последнего обновления страницы 11.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения